Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:
23.05.2023

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЮБИЛЕЙНЫЙ СЕЛЬСОВЕТ АДАМОВСКОГО РАЙОНА

 ОРЕНБУРГСКОЙ  ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

16.05.2023                                                                                                                                № 42-п

 

п.Юбилейный

 

 

Об утверждении Порядка и методики оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот

 

 

В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 09.06.2017 № 411-п  «Об утверждении плана мероприятий по устранению с 1 января 2018 года неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам) в Оренбургской области», руководствуясь Уставом муниципального образования Юбилейный сельсовет Адамовского района Оренбургской области:

1. Утвердить порядок и методику оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам согласно приложению.

2. Определить   администрацию муниципального образования Юбилейный сельсовет Адамовского района Оренбургской области уполномоченным органом, ответственным за проведение оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

4. Настоящее постановление вступает в силу после дня его обнародования и подлежит размещению на официальном сайте администрации муниципального образования Юбилейный сельсовет Адамовского района Оренбургской области.

 

 

Глава муниципального образования                                                                                  О.В.Сарак               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

к постановлению администрации

муниципального образования Юбилейный сельсовет Адамовского района Оренбургской области

от    ______  №____

 

 

Порядок и методика оценки

 эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению)

налоговых льгот

 

  1. Общие положения

 

1.1. Оценка эффективности налоговых льгот по местным налогам производится в целях оптимизации перечня действующих налоговых льгот и их соответствия общественным интересам, повышения точности прогнозирования результатов предоставления налоговых льгот, обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления финансовой поддержки в форме налоговых льгот, сокращения потерь местного бюджета.

1.2. Порядок и методика оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам (далее - Порядок) определяет объекты предстоящей оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам, условия предоставления налоговых льгот, перечень и последовательность действий при проведении оценки эффективности налоговых льгот, а также требования к применению результатов оценки. Применение настоящего Порядка позволяет обеспечить регулярную оценку планируемых и фактических результатов предоставления налоговых льгот.

1.3. Настоящий Порядок распространяется на предоставленные, а также планируемые к предоставлению налоговые льготы по местным налогам (далее – налоговые льготы).

1.4. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия и термины:

налоговая льгота - предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере;

оценка эффективности – процедура сопоставления результатов предоставления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков с учетом показателей бюджетной и социальной эффективности в разрезе отраслей (видов деятельности);

категория налогоплательщиков - группа налогоплательщиков, осуществляющих определенный вид деятельности. Под видом осуществляемой налогоплательщиком деятельности в целях применения льгот понимается основной вид деятельности, соответствующий присвоенному в установленном порядке коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, и по которому объем реализованной продукции (товаров, услуг) составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема реализации;

бюджетная эффективность – оценка результата хозяйственной деятельности категорий налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы с точки зрения влияния на доходы и расходы местного бюджета;

социальная эффективность - социальные последствия предоставления налоговых льгот для общества в целом, которые выражаются в изменении уровня и качества товаров, работ, услуг для населения, в создании новых рабочих мест, улучшении условий труда, формировании льготных условий для оплаты услуг незащищенных категорий граждан, в результате осуществления деятельности организаций – получателей льгот.

В отдельных случаях социальная эффективность может равняться сумме экономии бюджетных средств на прямое финансирование выполнения категориями налогоплательщиков социальных задач, трансфертные издержки или выделение средств на поддержку социально незащищенных категорий граждан.

Иные понятия и термины используются в значениях, определяемых Налоговым кодексом Российской Федерации.

 

  1. Основные принципы и цели установления налоговых льгот

 

    1. Установление налоговых льгот осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

а) налоговые льготы устанавливаются в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных федеральным законодательством;

б) налоговые        льготы       устанавливаются          отдельным категориям налогоплательщиков.

    1. Основными целями предоставления налоговых льгот являются:

а) обеспечение экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в расширении приоритетных для муниципального образования видов хозяйственной деятельности;

б) стимулирование использования финансовых ресурсов, направляемых на создание, расширение и обновление производств и технологий по выпуску необходимой району продукции (товаров, услуг) и реализацию программ социально-экономического развития муниципального образования;

в) создание необходимых экономических условий для развития инвестиционной и инновационной деятельности в муниципальном образовании;

г) создание благоприятных экономических условий для деятельности организаций, применяющих труд социально не защищенных категорий граждан;

д) оказание экономической поддержки организациям в решении приоритетных для муниципального образования социальных задач;

е) оказание поддержки социально не защищенным категориям граждан.

 

  1. Виды налоговых льгот и условия их предоставления

 

    1. Налоговые льготы по местным налогам предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков на основании Налогового кодекса Российской Федерации и решений Совета депутатов муниципального образования.
    2. Налогоплательщикам могут устанавливаться следующие виды налоговых льгот:

а) изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налогообложения;

б) освобождение от уплаты налога (полное или частичное);

в) установление уровня налоговой ставки ниже максимального значения, установленного налоговым законодательством Российской Федерации и законодательными актами Оренбургской области.

    1. Налоговые льготы предоставляются в пределах сумм, подлежащих зачислению в местный бюджет.
    2. Налоговые льготы устанавливаются на срок не менее одного налогового периода по соответствующему налогу.
    3. Налогоплательщики могут отказаться от использования налоговой льготы. Отказ от использования осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика, предоставляемого в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика.

При этом неиспользованные в текущем налоговом периоде налоговые льготы не подлежат переносу на иные налоговые периоды, зачету в счет предстоящих платежей по налогам или возмещению за счет средств местного бюджета.

    1. В целях обеспечения эффективности предоставления налоговых льгот и их соответствия общественным интересам запрещается предоставление налоговых льгот при низкой оценке бюджетной и социальной эффективности. При рассмотрении предложений о предоставлении налоговых льгот в обязательном порядке проводится оценка эффективности налоговых льгот в соответствии с настоящим Порядком в разрезе отдельных отраслей экономики (видов деятельности).

3.7. Для обеспечения проведения оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот муниципальные образования (поселения), представляют в срок до 1 июля текущего финансового года в уполномоченный орган:

  • проект       правового       акта,      предусматривающего предоставление  налоговой льготы;
  • пояснительную           записку         с       обоснованием           необходимости предоставления налоговой льготы.

 

  1. Порядок оценки эффективности налоговых льгот

 

4.1. Объектом предстоящей оценки является бюджетная и социальная эффективность от предоставления налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

4.2. Оценка эффективности налоговых льгот осуществляется:

  • по каждому виду местных налогов;
  • по каждому виду предоставленной льготы;
  • по каждой категории получателей налоговых льгот с учетом вида их экономической деятельности;
  • по каждому муниципальному образованию, которое на территории своего поселения предоставило налоговые льготы.

4.3.            Оценка       эффективности         налоговых        льгот      производится         в следующие сроки:

а) по планируемым к предоставлению налоговым льготам  – в течение месяца со дня поступления предложений о предоставлении налоговых льгот (предложения            о предоставлении налоговых льгот принимаются  уполномоченным органом до 1 июня года, предшествующему году начала действия налоговой льготы);

б) по предоставленным налоговым льготам по состоянию на конец отчетного года – в срок до 15 июня года, следующего за отчетным.

4.4.  Источником информации для оценки эффективности налоговых льгот:

  • налоговая отчетность;
  • отчетность финансового отдела;
  • статистическая отчетность по основным экономическим показателям в разрезе видов экономической деятельности;
  • иная информация, включая оценки экспертов и сведения, предоставленные получателями налоговых льгот или претендующими на их получение по запросу уполномоченного органа.
    1. При проведении оценки эффективности налоговых льгот уполномоченным органом используются следующие показатели:

а) налогооблагаемая база по налогу на начало и конец отчетного периода;

б) ставка налога;

в) льготная ставка налога (при предоставлении льготы по пониженной ставке);

г) сумма сокращения базы налога (при полном или частичном освобождении базы налога от налогообложения) за истекший период отчетного года;

д) фонд оплаты труда на начало и конец отчетного периода;

е) стоимость основных фондов на начало и конец отчетного периода; ж) сумма начисленных налогов в местный бюджет;

з) сумма уплаченных налогов в местный бюджет;

и) сумма задолженности по уплате налогов в местный бюджет;

к) сведения об отказах налогоплательщиков пользоваться предоставленной льготой;

л) использование средств, высвободившихся в результате предоставления налоговых льгот или полученных налогоплательщиками в счет налоговых льгот, строго по целевому назначению.

    1. Оценка эффективности налоговых льгот производится уполномоченным органом в 4 этапа.

На первом этапе производится инвентаризация налоговых льгот.

По результатам инвентаризации составляется реестр предоставленных налоговых льгот. Ведение реестра осуществляется по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.

При предоставлении новых налоговых льгот по местным налогам, отмене льгот или изменении содержания льготы в реестр вносятся соответствующие поправки.

На втором этапе определяются потери (суммы недополученных доходов) местного бюджета, обусловленные предоставлением налоговых льгот.

Оценка потерь производится по следующим формулам:

  1. в случае если предоставление льготы заключается в освобождении от налогообложения части базы налога:

Спб = Сснб х НС,

где Спб - сумма потерь (сумма недополученных доходов) местного бюджета;

Сснб - сумма (размер) сокращения базы налога по причине предоставления льгот;

НС - действующая в период предоставления льгот ставка налога;

2) в случае если предоставление льготы заключается в обложении части базы налога по пониженной налоговой ставке:

Спб = БНл х (НСб - НСл),

где Спб - сумма потерь (сумма недополученных доходов) местного бюджета;

БНл - размер базы налога, на которую распространяется действие льготной ставки;

НСб - действующая (предполагаемая) в период предоставления льгот базовая ставка налога;

НСл - льготная ставка налога.

Сумма (размер) сокращения базы налога по причине предоставления льгот (Сснб) представляет собой:

а) по земельному налогу – кадастровую стоимость земельных участков, освобождаемых от налогообложения, облагаемых по более низкой налоговой ставке;

б) по налогу на имущество физических лиц - инвентаризационную стоимость строений, помещений и сооружений, освобождаемых от налогообложения или облагаемых по более низкой налоговой ставке.

Сводная оценка потерь бюджета при использовании налоговых льгот осуществляется по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.

На третьем этапе определяется эффективность предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот.

  1. Бюджетная эффективность налоговых льгот по категории налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, рассчитывается путем сравнения:

 

Бэф = СНо>СНп, где:

 

Бэф – бюджетная эффективность налоговых льгот;

СНо – сумма налогов, уплаченных в местный бюджет за последний отчетный год (оценка на планируемый год);

СНп – сумма налогов, уплаченных в местный бюджет за год, предшествующий последнему отчетному году (планируемому году).Сводная оценка бюджетной эффективности предоставления налоговых льгот осуществляется по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.

  1. Социальная эффективность налоговых льгот для организаций и индивидуальных предпринимателей определяется на основании динамики среднесписочной численности работников и (или) среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в расчете на одного работника.

Социальная эффективность налоговых льгот определяется путем сравнения:

 

ЧРМ1 – ЧРМ0 > 0, где:

 

ЧРМ1 – среднесписочная численность работников в последнем отчетном году (для планируемых к предоставлению налоговых льгот – оценка планируемого года);

ЧРМ0 – среднесписочная численность работников в году, предшествующем последнему отчетному году (для планируемых к предоставлению налоговых льгот – оценка текущего года), и (или):

 

ЗП1 – ЗП0 > 0, где:

 

ЗП1 – среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника в последнем отчетном году (для планируемых к предоставлению налоговых льгот – оценка планируемого года);

ЗП0 – среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника в году, предшествующем последнему отчетному году (для планируемых к предоставлению налоговых льгот – оценка текущего года).

Социальная эффективность налоговых льгот для отдельных категорий физических лиц не определяется, а признается эффективной и принимается равной размеру предоставляемых налоговых льгот.

На четвертом этапе производится оценка эффективности налоговых льгот путем сопоставления суммы потерь (суммы недополученных доходов) местного бюджета, обусловленных предоставлением льгот, с суммой бюджетной или социальной эффективности от предоставления налоговых льгот.

Эффективность предоставленной (планируемой к предоставлению) налоговой льготы определяется по формуле:

Эфф = дельтаС/Спб,

где дельтаС – сумма бюджетной или социальной эффективности предоставления налоговых льгот, тыс. рублей;

Спб - сумма потерь местного бюджета по данному налогу, тыс. рублей.

Сводная оценка эффективности налоговых льгот осуществляется по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку.

Если значение графы 5 меньше 1, то эффективность предоставленной налоговой льготы имеет низкое значение, если больше 1 - эффективность высокая.

Превышение суммы эффективности от предоставления налоговых льгот над суммами потерь местного бюджета означает высокую эффективность оцениваемых налоговых льгот.

Получение (планирование) меньшей эффективности от предоставления налоговых льгот по сравнению с  фактическими (плановыми) потерями бюджета района, вызванными предоставлением налоговых льгот, означает низкую эффективность налоговых льгот.

    1. При выявлении фактов низкой эффективности налоговых льгот налоговые льготы не предоставляются, а предоставленные подлежат отмене. Исключение может быть сделано отдельным видам деятельности, определенным в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования Юбилейный сельсовет, в качестве приоритетных для развития муниципального образования.

 

  1. Применение результатов оценки эффективности налоговых льгот.

 

    1. Результаты оценки эффективности налоговых льгот используются:
  • при разработке бюджета муниципального образования (поселения) на очередной финансовый год и на перспективу, при разработке перспективного финансового плана;
  • для своевременного принятия мер по отмене неэффективных налоговых льгот;
  • для разработки предложений по совершенствованию мер поддержки отдельных категорий налогоплательщиков;
  • для введения новых видов налоговых льгот, изменения действующих налоговых льгот.
    1. По результатам проведения оценки эффективности налоговых льгот и ставок по местным налогам составляется аналитическая записка, которая предоставляется главе поселения.
    2. Аналитическая записка по результатам оценки представляемых налоговых льгот по местным налогам за истекший финансовый год должна содержать:

- полный перечень предоставляемых на территории поселения налоговых льгот, установленных решениями Совета депутатов поселения (в разрезе налогов и категорий плательщиков), цель предоставления налоговых льгот, размер недополученных доходов бюджета муниципального образования в результате применения налоговых льгот;

- сводную оценку потерь бюджета поселения при предоставлении льгот по местным налогам;

- вывод о целесообразности применения налоговых льгот;

- предложения о сохранении, изменении или отмене льгот.

5.4. Аналитическая записка по результатам оценки эффективности установления ставок по местным налогам в размере меньше предельного уровня, разрешенного действующим законодательством, за истекший финансовый год должна содержать:

- полный перечень действующих на территории поселения ставок, установленных решениями Совета депутатов поселения, в размере меньше предельного уровня, разрешенного действующим законодательством (в разрезе налогов и категорий плательщиков), цель установления пониженных ставок налогов, размер недополученных доходов бюджета поселения в результате применения пониженных ставок налогов;

- оценку социальной эффективности;

- вывод о целесообразности применения пониженных налоговых ставок;

- предложения о сохранении или изменении размеров ставок налогов.

5.5. Аналитическая записка по результатам оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот и ставок налогов должна содержать:

- перечень планируемых к предоставлению на территории поселения налоговых льгот и ставок с указанием налогов и категорий плательщиков, цель предоставления налоговых льгот и ставок налогов, прогноз потерь бюджета поселения в случае принятия решения о предоставлении налоговых льгот и пониженных ставок налогов;

- результаты оценки эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам (Приложение № 5 к настоящему Порядку);

- вывод о целесообразности предоставления налоговых льгот и ставок налогов.

5.6. При выявлении фактов низкой эффективности применяемых налоговых льгот и налоговых ставок, администрация поселения готовит свои предложения и проект решения об отмене или изменении условий предоставления налоговых льгот и размера налоговых ставок и направляет их на рассмотрение в Совет депутатов поселения до утверждения местного бюджета на очередной финансовый год

 

Приложение № 1

к Порядку и методике проведения оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот

 

 

Форма 1

 

Реестр предоставленных налоговых льгот

по состоянию на «                                           »                20       года

 

№ п/п

Вид налога

Содержание льготы

Условия предоставления

Категория получателей, отрасли экономики (виды деятельности)

Нормативный правовой акт

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

к Порядку и методике проведения оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот

 

 

Форма 2

Сводная отчетная форма

для оценки потерь бюджета района при использовании налоговых льгот

по состоянию на «          »                                          20         г.

 

Вид налога                                                                                   

Содержание налоговой льготы                                                 

Категория             получателей       льготы     (наименование отраслей            экономики,      на которые распространяется налоговая льгота)                                                                    

 

Стр.

Показатель

Значения показателя по годам (не менее трех лет)

Примечание

1

2

3

4

1

Налоговая        база     по     налогу     за

период с начала года, тыс. руб.

 

 

 

2

Размер сокращения налоговой базы по налогу за период с начала года; тыс. руб.

 

При освобождении                                  от

налогообложения части базы налога

 

3

Базовая                ставка              налога, зачисляемого в местный бюджет, %

 

 

 

4

Льготная              ставка             налога, зачисляемого в местный бюджет, %

 

При применении пониженной

ставки налога

 

 

5

Сумма потерь местного бюджета (сумма недополученных доходов) по причине предоставления    налоговых

льгот, тыс. руб.

 

 

 

Приложение № 3

к Порядку и методике проведения оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот

 

 

Форма 3

 

Сводная оценка бюджетной эффективности предоставления налоговых льгот

 

по состоянию на «                                                     »                             20__г.

 

Вид налога                                                                                                        _ Содержание налоговой льготы                                                                                                                           _

Категория             получателей       льготы     (наименование отраслей            экономики,      на которые распространяется налоговая льгота)                                                                    

 

Стр.

Показатель

Значения показателя по годам (не менее трех лет)

Примечание

1

2

3

4

1

Налоговая база по налогу на начало года, тыс. руб.

 

 

2

Налоговая база по налогу за период с начала года, тыс. руб.

 

 

3

Стоимость           основных         средств         по

состоянию на начало года, тыс. руб.

 

 

4

Стоимость           основных         средств         по

состоянию на отчетную дату, тыс. руб.

 

 

5

Фонд оплаты труда на начало года, тыс.руб.

 

 

6

Фонд оплаты труда за период с начала года, тыс. руб.

 

 

7

Снижение

тыс. руб.

расходов

бюджета

в

год,

 

 

 

8

Сумма бюджетной эффективности от

предоставления налоговых льгот, тыс. руб.

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

к Порядку и методике проведения оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот

 

 

Форма 4

 

Сводная оценка эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот

 

по состоянию на «         »                                    20                  г.

 

Заполняется на основе данных форм 2 и 3.

 

 

 

№ п/п

 

 

Наименование категории налогоплательщиков

Сумма потерь бюджета по годам (не менее трех лет)

Сумма бюджетной (социальной) эффективности по годам (не

менее трех лет)

 

Оценка эффективности налоговых льгот по годам (не менее трех лет)

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 5

к Порядку и методике проведения оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот

 

 

Результаты

оценки эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам

 

Вид налога ________________________________________________________

Категория плательщиков ____________________________________________

 

Показатели

Плановый период - три последующих  календарных года

1-й год

2-й год

3-й год

1. Потери бюджета поселения от предоставления налоговой льготы
(Спб), тыс. руб.

     

2. Сумма бюджетной и социальной эффективности, 
тыс. руб.

     

3. Эффективность предоставления налоговых льгот 
(стр. 2 - стр. 1), тыс. руб.

     

4. Коэффициент дисконтирования (КД) <*>, %

     

5. Дисконтированная эффективность предоставления льгот

(стр. 3 x стр. 4), тыс. руб.

     

КД <*> = 100 / (100 + СЦБ), где:

СЦБ - действующая на момент проведения оценки ставка рефинансирования.

Налоговая льгота может быть признана эффективной, в случае если дисконтированная эффективность предоставления льгот накопительным итогом к окончанию срока действия льготы больше либо равна нулю.

 

Поделиться:
Дата создания: 23.05.2023 10:51
Дата последнего изменения: 23.05.2023 10:51